Айвазовский Иван Константинович
(1817 - 1900)


Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года, Феодосия — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же) — русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Википедия

Хронологию событий жизни Айвазовского И.К. (биографию кратко) читайте в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский» и краткий рассказ о жизни и творчестве Айвазовского смотрите в видео «История одного шедевра».

Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский) родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Старый город, превращенный в развалины недавней войной, пришел в совершенный упадок из-за нашествия чумы в 1812 году. На древних рисунках мы видим на месте когда-то изобильного города руины с еле приметными следами безлюдных улиц и кое-какие уцелевшие постройки. 

Домик Айвазовских стоял на возвышенном месте, на окраине городка. С террасы, обвитой виноградом, раскрывался роскошный вид безграничной панорамы феодосийского залива, открывая взору северо-крымские степи, древние курганы, Арабатскую стрелку и Сиваши, восходящие на горизонте. У берега располагались хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения. Каменные стены и башни с зияющими в них амбразурами напоминали о давно минувших временах, наполненных грозными событиями.

Море всегда притягивало будущего художника. Уже с малых лет Айвазовский пробовал рисовать любимое им море, питавшего его воображение яркими образами. От природы он был наделен блестящим талантом, стремительно сформировавшимся благодаря удачным условиям и окружению, в котором прошли его детство и юность. Он постоянно возвращался к морской теме и, впоследствии, посвятил морю большую часть своих произведений. Среди мастеров русской школы лишь Айвазовский всецело посвятил свое великое дарование написанию морских пейзажей.

Детство Айвазовского протекало в условиях, пробуждавших его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции прибывали смоленые рыбацкие лодки, а время от времени кидали якоря громадные военные корабли Черноморского флота. Среди них пребывал и бриг «Меркурий», прославленный недавним невообразимым подвигом, слава о котором обошла весь мир и красочно отпечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда вести о нелегкой освободительной войне греческого народа, сражавшегося с турками за освобождение Греции.

С детства Айвазовский предавался мечтам о подвигах народных героев, наполняясь сочувствием к грекам, свергающим турецкое иго. Мечты об этой великой стране, часто рождали в воображении художника сцены битв на суше и на море, что впоследствии нашло отражение в картинах и заняло существенное место в его творчестве.

Романтика подвигов сражающихся на море героев, доносящаяся молва о них, граничащая с вымыслом, зажгла у Айвазовского страсть к творчеству и обусловила развитие многих оригинальных граней его дарования, колоритно выразившихся в процессе формирования его таланта.
В 1833 году Айвазовский поступил в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева Академии художеств. Выдающиеся способности художника были сразу по достоинству оценены по представленным детским рисункам.

Зачисление в Академию художеств поспособствовало переезду Айвазовского из Феодосии в Петербург.

Талант Айвазовского открылся  и был высоко оценен общественностью феноменально рано. Уже в 1835 году за этюд «Воздух над морем» Совет Академии художеств присудил ему серебряную медаль второй степени, а в 1837 году золотую медаль первой степени — за шесть полотен, представленных на академической выставке. За выдающиеся успехи в живописи морских пейзажей молодой художник был удостоен права на заграничное путешествие для совершенствования мастерства. А в 1838 году Айвазовского отправили на два года в Крым на самостоятельное обучение по причине его молодости.

Именно в этот период Айвазовский пишет ряд выдающихся шедевров, среди которых: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) (смотрите в Галерее картин). В первых работах художника прослеживается сильное влияние живописи М.Н. Воробьева и позднего творчества прославленного русского художника С.Ф. Щедрина.

В 1839 году Айвазовский участвовал в качестве штатного художника в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного судна он познакомился с именитыми русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым и героями предстоящей обороны Севастополя, в те годы юными офицерами, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. С ними художник сберег дружеские взаимоотношения на протяжении всей жизни. Храбрость и мужество, проявленные Айвазовским в военных условиях в период десанта в Субаше, вызвали к художнику расположение среди моряков и соответствующий отклик в Петербурге. Картина «Высадка в Субаши» представлена в Галерее картин.

В 1840 году Айвазовский отправляется за рубеж уже сформировавшимся мастером морских пейзажей. Успех в Италии и европейскую известность, сопровождавшую Айвазовского в период поездки, принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» (смотрите в Галерее картин). Успех был воспринят на родине как заслуженная дань дарованию и мастерству художника.

По возвращении на родину, спустя пять лет, Айвазовского ожидает очередная ступень заслуженного успеха — Военно-морское ведомство присвоило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. Кроме того, за незаурядные успехи в живописи художнику присудили звание академика. Айвазовский получает заказ написать все русские военные порты на Балтийском море.

Зимой 1844-1845 годов Айвазовский пишет ряд восхитительных морских пейзажей по правительственному заказу. Весной 1845 года Айвазовский с адмиралом Литке отправляются  в круиз к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. В это время он делает многие наброски карандашом, служивших ему в течение последующих лет основой для создания картин, позднее написанных в мастерской. В конце поездки Айвазовский задержался в Крыму, начав строительство на берегу моря в Феодосии художественной мастерской и дома, куда художник перебрался на постоянное жительство, оставив Петербург, несмотря на предложение места придворного живописца.

Айвазовский много путешествовал, — был в Италии, Париже и других городах Европы, на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, путешествовал в далекую Америку. Во время морских плаваний он делал наброски, послужившие основой для многих работ. Тем не менее, художника всегда тянуло к милым сердцу берегам Черного моря.

Жизнь Айвазовского проходила в Феодосии спокойно и безмятежно. В летние периоды художник много работал, зимой в Петербурге проходили выставки своих произведений.
Несмотря на уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский поддерживал связь со многими деятелями русской культуры, которые были частыми гостями в доме художника в Феодосий, и встречался с ними в Петербурге. Так среди близких друзей можно назвать таких деятелями русской культуры как К.П. Брюллов, М.И. Глинка, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, а во время своей поездки в Италию в 1840 году он знакомится с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым.

На живопись Айвазовского 40-50-х годов сильнейшее влияние оказали работы К.П. Брюллова, отразившиеся на манере живописи. Как и Брюллов, он пишет большие колоритные картины, стремясь к всемирной известности. С Брюлловым Айвазовского сближает выдающееся живописное мастерство, искусная техника, скорость и дерзость исполнения. Особенно это отразилось в одной из ранних батальных картин «Чесменский бой», которая запечетлила выдающийся подвиг русских моряков.

Описание картины Айвазовского «Чесменский бой» читайте здесь и в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

Айвазовский был последним выдающимся представителем плеяды художников романтического направления в русской живописи. Это отражение в исполненных геройской патетикой морских сражениях, способных передать всю мощь эмоционального накала боя.

Айвазовский мастерски воссоздавал драматические сцены схватки человека с морской стихией. Одними из лучших романтических работ мастера по праву считаются полотна второй половины 40-50-х годов такие как «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851) (смотрите в Галерее картин).

Впоследствии романтические черты снова проявятся в картине «Девятый вал» (1850).

Описание картины Айвазовского «Девятый вал» читайте здесь и в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

Айвазовский мастерски передает в маринистической живописи чувства и мысли, будоражившие прогрессивных людей своего времени, и придает глубокий смысл и эпохальность своему искусству. Образ беснующейся морской стихии будоражил воображение многих современников художника.

Айвазовский владел особой техникой живописи и часто работал по наброскам, сделанным в путешествиях. Его способность передавать едва уловимые движения живых стихий вдыхает жизнь в полотна художника. Плещущиеся волны, стекающие с обломков мачт потоки воды, порыв ветра, и вот завивается гребень волны, появилась едва заметная радуга, лучи солнца пронизывают толщи воды — вместе габаритами картин создает ощущение личного присутствия.

Айвазовский обладал незаурядно многогранным талантом, в коем идеально совместились качества, необходимые для художника-мариниста. Помимо живого воображения, он был наделен превосходной зрительной памятью, тонкой восприимчивостью, владел полным спектром разнообразных технических приемов, позволяющих воплощать полет фантазии, что открывало перед художником безграничные возможности для импровизации.

У Айвазовского был продолжительный творческий опыт, и благодаря этому, когда он писал картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его красочные образы появлялись на полотне во всем единстве и новизне первоначального художественного замысла.

Айвазовский в совершенстве владел техническими приемами способными передать движение волн,  прозрачность воды, изобразить пузырящуюся, разбегающуюся сеть опадающей пены на извивах волн, разбег волны на песчаном берегу, обнажающий мокрый песок, просвечивающий сквозь пенистую гладь воды, волны, разбивающиеся о прибрежные утесы.

Наконец, он основательно постиг всевозможные состояния атмосферы, бег облаков и туч. Все это позволило ему блестяще воплощать собственные живописные замыслы и творить эффектные, виртуозно выполненные произведения.

Творчество художника в пятидесятые годы тесно связано с Крымской войной 1853-1856 годов. Синопской битве Айвазовский посвятил несколько картин, написанных по свидетельствам участников сражения.  Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопскую битву днем и ночью (смотрите в Галерее картин). На выставке побывал адмирал Нахимов, высоко оценив работу Айвазовского, подчеркнув точность воссоздания, выделив ночной бой. Последующая серия полотен была посвящена героической обороне Севастополя, написанная художником после посещения осажденного города.

Айвазовский многократно впоследствии возвращался к воссозданию морских боев, его батальные полотна выделяются исторической достоверностью, пунктуальным воссозданием морских кораблей и постижением тактики морского сражения. Картины морских боев Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них отражены исторические победы русского флота, славные подвиги русских моряков и флотоводцев («Петр I на берегу Финского залива» (1846), «Чесменский бой» (1848), «Наваринский бой» (1848), «Бриг ‘Меркурий’ ведет бой с двумя турецкими судами» (1892)) (смотрите в Галерее картин).

Айвазовский был наделен живым, чутким интеллектом, и в его творчестве можно найти полотна самой разнообразной тематики. Дружеские отношения с Гоголем, Шевченко, Штернбергом обусловили появление целой серии полотен, посвященных природе Украины. Он с детства полюбил бескрайние украинские степи и вдохновенно рисовал их в своих работах («Чумацкий обоз» (1868), «Украинский пейзаж» (1868)) (смотрите в Галерее картин), следуя традициям пейзажа мастеров русского идейного реализма.

Расцвет творческого таланта Айвазовского приходится на шестидесятые-семидесятые годы. Это период появления серии блистательных работ, — «Буря ночью» (1864), «Буря на Северном море» (1865) (смотрите в Галерее картин).

1867 год ознаменовался восстанием жителей острова Крит, находившегося в вассальном владении султана. Это была вторая волна освободительного движения греческого народа, которая явилась значительным событием, оказавшим сильнейшее общественно-политическое влияние, и вызвала сочувственный отзыв среди прогрессивных людей всего мира. Айвазовский ответил на это событие целым циклом картин.

В 1868 году Айвазовский пишет предгорья Кавказа с жемчужной чередой снежных вершин на горизонте, панорамы горных массивов, убегающих вдаль, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб — последнее гнездо Шамиля в период поездки на Кавказ. В Армении художник пишет озеро Севан и Араратскую долину, серию великолепных полотен,  на которых запечатлены Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря.

В 1869 появляются панорама Суэцкого канала и цикл «египетских» картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, пирамиды, сфинксы, караваны верблюдов, которые Айвазовский пишет под впечатлением путешествия в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала.

В 1870 году, Айвазовский пишет первую картину, изображающую полярные льды — «Ледяные горы», посвященную пятидесятилетию открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинзгаузеном и М.П. Лазаревым. Чествуя Айвазовского по случаю пятидесятилетия его творчества П.П. Семенов-Тян-Шанский отметил огромный вклад художника в просветительскую деятельность. На самом деле, многие полотна Айвазовского сочетают в себе художественные достоинства и колоссальную познавательную ценность.

В 1873 году появляется «Радуга». Описание картины Айвазовского «Радуга» читайте здесь и в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

В семидесятых годах рождается цикл картин, который впоследствии назван «голубыми Айвазовскими». Художник пишет умиротворенное море в полуденный час в голубой колоритной гамме. Этому посвящена серия наполненных прозрачным сиянием полотен, изображающих открытое море.  Сочетание холодных голубых, зеленых и бледно серых тонов сообщает ощущение прохладного бриза, вздымающего оживленную рябь на морской поверхности. А вдали, серебристое крыло парусника дерзко разрезает пространство, уносясь вдаль.

Особенное место в композиции картин художника неизменно занимает небо. Айвазовский в совершенстве овладел техникой изображения атмосферных явлений — многообразие линий облаков, стремительный бег грозовых туч или мягкость сияния в предзакатный час теплого летнего вечера, создают эмоциональное содержание холстов.

Непревзойденные морские пейзажи ночью, среди которых, — «Лунная ночь на море», «Восход луны» – визитная карточка мастера ночного пейзажа (смотрите в Галерее картин). Струящийся лунный свет, пронизывающий ночную мглу или луна, окруженная легкими прозрачными облаками или едва проглянувшая сквозь изорванные ветром тучи, поражали точностью воспроизведения.

С передвижниками Айвазовского роднят взгляды на общественное значение искусства. Со многими представителями движения Айвазовский дружил. Содержание его искусства и блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Задолго до организации передвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих других больших городах России.

В 1880 усилиями Айвазовского в Феодосии была открыта картинная галерея.

Передвижники оказали важное влияние на творчество великого мастера. С особой мощью проявились реалистические черты, сделавшие его работы еще более красноречивыми и содержательными. В течение целой жизни Айвазовский совершенствовал свое мастерство, достигнув вершины своего творчества к семидесятым годам.

В 1881 году Айвазовский пишет картину «Черное море» — одно из наиболее значительных произведений творчества. Крамской выделял эту картину не только среди картин художника, но и оценивал ее как одно из самых «грандиозных»  произведений среди существующих произведений живописи. Стасов называл Айвазовского «маринистом от рождения».

Рассказ о картине Айвазовского «Черное море» смотрите в видео «История одного шедевра».

Описание картины Айвазовского «Черное море» читайте здесь и в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

Вся жизнь Айвазовского сопровождалась титаническим трудом, мастер поражал своей работоспособностью. На протяжении всего творческого пути мастерство живописца  неизменно повышалось.

В последнее десятилетие, будучи уже в преклонном возрасте, Айвазовский пишет работы в не свойственных ему жанрах: портрет и бытовая живопись. И хотя эти произведения относят к неудавшимся, даже среди них есть картины, в которых заметна рука большого мастера.

Среди таких картин можно выделить небольшую картину «Свадьба на Украине» (1891) (смотрите в Галерее картин).

Веселая деревенская свадьба нарисована на фоне великолепного пейзажа. У крытой соломой хаты ватага гостей, молодые музыканты, полным ходом проходит праздник. Сельчане отплясывают и веселятся под звуки незатейливого оркестра в тени старых раскидистых деревьев. Вся эта разноцветная публика удачно вписана в пейзаж — пространный, ясный, с восхитительно представленным высоким облачным небом. На холсте виртуозно исполнена жанровая часть, свидетельствуя о способности великого мастера творить в любых жанрах.

Айвазовский написал почти шесть тысяч картин.  До глубокой старости он был наполнен новейшими творческими идеями, будоражащими его неугомонную деятельную натуру. До последних дней художник сохранил высокую восприимчивость и остроту чувств, продолжая работать с все возрастающей энергией. На вопрос, какую из всех написанных картину художник считает лучшей, Айвазовский неизменно отвечал, что лучшая та, «которую сегодня начал писать».

На завершающем этапе творчества Айвазовский несколько раз обращается к образу А.С. Пушкина. В стихах поэта художник обнаруживает поэтическое выражение собственного взгляда на море. В этот период созданы такие произведения как «Прощание Пушкина с Черным морем» (1887), фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, «Пушкин у Гурзуфских скал» (1899) (смотрите в Галерее картин).

В конце жизни Айвазовский вынашивает идею создания синтетического образа морской стихии. В 80-90-е годы появляется серия гигантских картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895) (смотрите в Галерее картин).

Наряду с этим большими полотнами Айвазовский написал ряд композиционно и сюжетно примитивных марин. Эти полотна близки по замыслу, однако отличаются другой красочной гаммой, почти что монохромной и предельно лаконичной по цвету. На них изображен бушующий прибой в зимний ветреный день. Вот волна разбивается о песчаный берег, клокочущие толщи воды, перемешанные с пеной, устремляются в море, унося с собой обрывки водорослей с галькой. На смену им зарождается очередная волна, которая становится центром композиции. Усиления эффекта нарастающего движения  Айвазовский поддерживает крайне низким горизонтом, до которого почти достает гребень громадной наступающей волны. Вдалеке от берега, стоя на якорях, болтаются корабли с убранными парусами. Над ними повисли грозовые тучи, цепляющиеся за тяжелое свинцовое небо.

Эта серия полотен объединена единым сюжетом и цветовой палитрой. Типичное сочетание пепельно-серого неба с оливково-охристым цветом воды с едва заметной изумрудно-голубой лессировкой у горизонта. Все картины цикла, по сути, являются перепевами одного сюжета, таким образом, единство их содержания, несомненно.

В конце жизни Айвазовский импровизируя, пишет довольно много картин небольшого размера в серой красочной гамме. Пишет быстро, буквально в течение одного-двух часов. Подобная нехитрая и вместе с тем весьма красноречивая красочная гамма, отсутствие каких-либо ярких показных эффектов, внятная композиция создают правдивое представление морского прибоя в ненастный зимний день.

В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая считается вершиной его творчества.

Описание картины Айвазовского «Среди волн» читайте здесь и в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

В 1900 году буквально в последние дни жизни, готовясь к поездке в Италию, Айвазовский написал картину совсем малых размеров «Морской залив», изображающую Неаполитанский залив в полдень, где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух.

Ей предшествовала другая небольшая картина, написанная в 1899 году — «Штиль у Крымских берегов».  Картина светится разлитым солнцем, восхитительную по ясности и новизне колорита, выстроенного на совмещении голубовато-малахитового цвета воды и розового в облаках. 

Айвазовский оставил большое графическое наследие, о чем нельзя не упомянуть. Среди рисунков карандашом выделяются своим зрелым мастерством работы, написанные в сороковых годах. Рисунки этого периода гармоничны по композиционному наполнению и выделяются доскональной проработкой мелочей.

Многие рисунки Айвазовский сделал во время путешествий и впоследствии использовал их для написания более масштабных работ. До нас дошло множество изображений прибрежных городов, выполненных на внушительных размеров листах. Острым твердым графитом Айвазовский рисовал улии поселений, гнездящиеся на склонах гор, убегающие вдаль городские постройки или отдельные, привлекшие внимание художника строения. Используя самые примитивные графические средства — линией, почти не пользуясь светотенью, мастер передает мельчайшие детали.

Зачастую Айвазовский делает наброски будущих работ не с натуры, как делал это в ранний период творчества, а на основе вымышленных образов и воспоминаний. Делая по несколько эскизов, он стремился найти лучшее решение композиции, экспериментируя не только с рисунком, но и с форматом и расположением композиции. Так, например, сохранилось три варианта эскиза к последней картине художника «Взрыв корабля», — два рисунка сделано в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Айвазовский делал наброски карандашом и, лишь затем, приступал к написанию задуманной  картины.

Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы.

В 1860-х Айвазовский пишет серию работ акварелью «Море после бури» единым цветом – сепией. Темным тоном художник изобразил лодку и судно с горами на заднем плане, воду и небо  —  легкой заливкой, лишь обозначив облака, слегка коснувшись воды — сильно разбавленной — светлым тоном сепии. Мастерство художника позволяло этими тривиальными средствами показать все очарование ослепительно солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, свечение воздушных облаков над бездонной морской ширью. Впоследствии эту акварель Айвазовский отослал в подарок Третьякову П.М. (смотрите в Галерее картин).

В этот же период Айвазовский применяет обширный арсенал техник — перо-тушь, графика, мелованная бумага, рисуя на которой он достиг искусного мастерства. Среди таковых работ можно отметить «Бурю» в 1855 году. Рисунок сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней — серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.

За шестьдесят лет творчества Айвазовский  прошел огромный путь от произведений, насыщенных яркими романтическими образами, до проникновенного, глубокого реалистического и героического образа морской стихии, создав картину «Среди волн».

Заслуги Айвазовского в искусстве были отмечены во всем мире: Айвазовский был избран членом пяти Академий художеств, награжден почетными орденами многих стран.

Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года в возрасте восьмидесяти двух лет.

Смотрите музыкальную экспозицию  картин художника, а самую большую коллекцию картин смотрите в галерее картин в режиме слайд-шоу.

Интересные статьи:

В списке самых дорогих художников мира И.К. Айвазовский переместился с 35 позиции (по результатам аукционных торгов в 2005 году) на 7652 (по результатам 2015 года)!!!

Ԝ Википедия (страница Айвазовского И.К.)

 

БИОГРАФИЯ | РАССКАЗ О КАРТИНАХ

ВИДЕО ЭКСПОЗИЦИЯ

ВИДЕО О КАРТИНЕ "ЧЕРНОЕ МОРЕ"


TINKOFF КАСКО не выходя из дома за 1 день!!!
  • Кэшбэк 20% за полис Тинькофф  на карту Тинькофф после покупки 
    Скидка до 30% при отсутствии аварий за последний год
    Полис КАСКО от 2000₽ в месяц, на срок от 1 месяца
  • При ДТП - бесплатный эвакуатор и аварийный комиссар
  • Ремонт стекол, фар и зеркал без справок


И.К. АЙВАЗОВСКИЙ КАРТИНЫ



Search

ОПИСАНИЕ КАРТИН АЙВАЗОВСКОГО И.К.

Айвазовский И.К. Среди волн. 1898. Холст на доске, масло. 58 х 96 cм. Sotheby's, 24 Nov 2008, £301,250 (Aivazovsky Ivan)
В 1898 году появляется один из величайших шедевров художника - картина «Среди волн», которая признана вершиной творчества Айвазовского.

Полотно поддерживает сюжет предшествующей ей картины «Черное море», - если на картине «Черное море» мы видим взволнованное море, предвкушающее наступление надвигающейся бури, то «Среди волн» уже являет нам разбушевавшийся океан на пике своей грозной силы.

Художник изобразил неистовствующую стихию - свинцовое небо и буйное море, клокочущее бурлящими волнами, сошедшимися в беспорядочной схватке. На этой картине отсутствуют обычные атрибуты, используемые художником для усиления драматизма, - обломки бедствующих судов.Картина написана на одном дыхании, быстро и легко.

В ней в полной мере выразилось мастерство, накопленное в течение всей жизни художника. Айвазовский познал потаенные ритмы моря и с высочайшим мастерством умел их изобразить и в обличье смиренно застывших штилей, и в разыгравшемся шторме. Представляя море в оживленном движении, Айвазовский обрел способность фиксировать беспрерывное движение, наполняя полотна драматизмом и патетикой.

Картина «Среди волн» оценивается как существенно превышающая по исполнению все произведения художника за последние годы. Полотно навсегда осталась в Феодосии, и было завещано вместе с другими произведениями, находившимися в картинной галерее художника, родному городу. Поэтому картина не участвовала ни в одной выставке,  проходящих в других городах при жизни художника.

Также о картине «Среди волн» читайте в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

Айвазовский И.К. Чесменский бой 25-26 июня 1770 года. 1848. Холст, масло (Aivazovsky Ivan)
Картина «Чесменский бой» написана в 1848 году и посвящена выдающемуся морскому сражению 1770 года.

Победа русского флота привела к господству Всероссийского флота на архипелаге.

Айвазовский блестяще передал чувство ликующей взволнованности, торжество победы.

Залпы орудий ночного сражения перекликаются с праздничным фейерверком. В глубине бухты различимы пылающие корабли турецкого флота.

Взорвавшийся корабль, объятый пламенем и дымом, разлетаясь на щепки, превращается в громадное полыхающее огнище.

На передний план, выходит флагман русского флота, к которому, салютуя, приближается шлюпка с моряками лейтенанта Ильина, подорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии.

При более детальном рассмотрении картины на воде видны обломки турецких кораблей и тонущие матросы неприятеля.

Также о картине «Чесменский бой» читайте в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

Айвазовский И.К. Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881 (Aivazovsky Ivan)
В 1881 году Айвазовский пишет картину «Черное море» - одно из наиболее значительных произведений творчества.

Крамской выделял эту картину не только среди картин художника, но и оценивал ее как одно из самых «грандиозных» произведений среди существующих произведений живописи.

На полотне изображено море в хмурый ненастный день.

Предгрозовое море катит барашки волн от горизонта, норовя выплеснуться за пределы полотна, отмеряя особый величественный ритм.

Картина написана в лаконичной, выдержанной красочной гамме, увеличивающей ее эмоциональное влияние.

«Черное море» подтверждает, что Айвазовский умел видеть и ощущать прелесть близкой ему морской стихии не только во внешних колоритных эффектах, но и в еле уловимом суровом ритме ее дыхания, в четко осязаемой мощи ее натуры.

Также о картине «Черное море» читайте в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».
Рассказ о картине Айвазовского «Черное море» смотрите в видео «История одного шедевра».

Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850. Холст, масло (Aivazovsky Ivan)
Картина «Девятый вал» написана Айвазовским в 1850 г.

Картина представляет зрителю момент одновременного ужаса и восторга.

Драматическая энергия бушующего моря видна в больших, угрожающих волнах, наиболее значительно в самой высокой океанской волне, которая сворачивается с такой интенсивностью, что вспенивается пеной, нагоняемая последующими волнами, неотступно следующими за ней на заднем плане.

Айвазовский реалистично передает драматизм случившегося.

Картина переносит нас в бушующий океан, где ночная буря разметала в щепки корабль и уцелевшие путники из последних сил пытаются спастись, цепляясь за обломки мачт.

Теплые тона, колоритная, мажорная красочная гамма картины звучит жизнеутверждающим гимном бесстрашию людей, наполняя сознание восторгом мощи необузданной стихии и надеждой.

Картина изобилует яркими красками палитры. Колорит ее охватывает всю гамму оттенков желтого, оранжевого, алого и сиреневого тонов в небе в сочетании с зеленым, ультрамариновым и лиловым - в воде.

На смену ночной буре приходит утро, восходящее солнце освещает успокаивающийся океан и дарит надежду на спасение путешественникам, дрейфующим на обломках, оставшихся от судна. «Темные силы» отступают и новый день, вступая в свои права, усмиряет разбушевавшуюся стихию, давая понять зрителю, что худшее, уже позади и помощь придет.

«Девятый вал» и в наши дни по праву является одним из самых прославленных шедевров русской живописи.

Также о картине «Девятый вал» читайте в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».

Айвазовский И.К. Радуга. 1873. Холст, масло (Aivazovsky Ivan)
В 1873 году Айвазовский пишет «Радугу».

В основе картины лежит излюбленный сюжет художника - шторм на море и корабль, терпящий крушение у скалистого берега.

Айвазовский пишет шторм так, словно сам был очевидцем произошедшего.

Живописное выполнение в полной мере передает реалистичность крушения.

Вспенивающиеся волны раскидывают хаотичные клочья воды и пены, которые уже расправились с суденышком и теперь тянутся, чтобы опрокинуть лодку с уцелевшими мореплавателями.

Несмотря на бушующие воды, угрожающие опрокинуть лодку, и тонущий корабль, прибрежная скала стоит спокойно, величественно и успокаивающе.

Потрясающее и возвышенное сливаются в образ, который сразу же захватывает закрученные энергии природы и ее стабильность.

Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн. Сквозь вихрь сносящего все на своем пути урагана чуть различимы, - силуэт обреченного на гибель судна и неопределенные контуры скалистого берега.

Грозовое небо сливается с водяным хаосом.

Сквозь прозрачную влажную пелену проникает поток солнечного света и, объединившись с влажной атмосферой, формирует едва заметную голограмму радуги.

Издавна радуга считается символом везения и неожиданной удачи. Поэтому, несмотря на мрачность основной палитры полотна, зритель обретает зыбкую надежду на счастливое спасение мореплавателей.

Полотно написано тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и сиреневых цветов. Этими же цветами, лишь более интенсивных тонов, изображена и сама радуга.

Она мерцает еле уловимым миражем. Радуга чарует зрителя своей прозрачностью, плавностью линий и чистотой цвета, которой и восхищает прелесть природного явления.

Картина «Радуга» считается более высокой ступенью творчества Айвазовского, в которой в полной степени проявилась зрелое мастерство художника.

Также о картине «Радуга» читайте в журнале «50 художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский».



КУПИТЬ XIAOMI REDMI NOTE 7 4GB 64GB 2 Camera 4000mAh от 11 000 ₽


ВКЛАД ОТ 12 МЕСЯЦЕВ
ПО ССЫЛКЕ +0.5% ОТ ВКЛАДА

БОНУС ПО ССЫЛКЕ 500 ₽ РАССРОЧКА 10 МЕС У ПАРТНЕРОВ

ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН HD АЙВАЗОВСКОГО И.К.

Айвазовский И.К. На скалистом берегу, 1866. Холст, масло. 30.50 x 39.00 см. Bonhams, 30 Nov 2011, £145,250 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Буря на Черном море. 1899. Холст, масло. 101.1 x 154 см. Christie’s, 2 June 2014, £506,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Кораблекрушение. 1875. Холст, масло. 45.5 x 61.7 см. Christie’s, 6 June 2016, £158,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Кораблекрушение. Холст, масло. 107 х 143 cм. Sotheby's, 19 May 2005, £926,400 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Пушкин смотрит на Аю-Даг, Крым. Фанера, масло. 23.8 x 32.4 см. Christie’s, 25 Nov 2019, £162,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Прогулка на закате. 1869. Холст, масло. 134.5 x 219.4 см. Christie’s, 25 Nov 2013, £782,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Телега, запряженная быками, пересекает затопленную равнину. 1897. Холст, масло. 60.8 x 105.3 см. Christie’s, 3 June 2013, Est.£300,000-500,000

Айвазовский И.К. Вид на Босфор. 1878. Холст, масло. 68 x 88.5 см. Koller, 1 Apr 2011, sFr.350,000 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Спасшиеся. Выжившие. Холст, масло. 40 х 69 см. Sotheby's, May 2012, £49,250 (атр) (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Спасшийся. 1880. Холст, масло. 65 х 99см. Sotheby’s 09 June 2008, £409,250 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Штормовое море. 1895. Холст, масло. 71.5 х 100см. Sotheby’s, 07 июня 2016, Est.₤50,000-70,000 (атр) (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Украинский урожай. Холст, масло. 52.1 x 69.9 см. Christie’s, 9 June 2009, £337,250 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Парусники у голландского побережья. Холст, масло. 55.5 х 83.7cм. Sotheby’s, 08 June 2009. ₤421,250 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Побережье в Ялте. 1851. Холст, масло. 91.5 x 128 см. Sotheby’s 29 ноября 2016. £488,750 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Прибрежный закат с всадниками на скале. 1883. Холст, масло. 66,7×100,3 см. Christie's, 30 Nov 2005, Est.£300,000-400,000. Koller, 22 Sep 2017, sFr.618,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Покидающие корабль. 1882. Холст, масло. 70 х 110.5 см. Sotheby’s, 4 June 2019, £471,000 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Лед на Днепре. 1872. Холст, масло. 71.75 х 81.25см. Sotheby’s, 26 November 2007, ₤580,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Неаполитанский залив. 1841. Холст, масло. 72 x 108см. Christie's, 20 Apr 2001, Est.$80,000-120,000. Коттедж дворец-музей, Петергоф (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Оставшиеся в живых. 1876 Холст, масло. 47.5 х 64 см. Sotheby’s, 9 June 2010, £127,250. MDА, June 2014, £235,200; June 2016. Est.£150,000-200,000 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Ледяные горы в Антарктике. 1870 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Крымский вид. Холст, масло. 121 х 192 см. Sotheby’s 15 April 2008, Est.$1,500,000-2,000,000 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Корабль в зыби на закате. 1850. Холст, масло. 44.8 x 55.2 см. Christie’s, 26 Nov 2008, £205,250 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Корабль на закате у Кап Мартена. 1859. Холст, масло. 61.5 х 90.5 см. Sotheby’s, 4 June 2019, £1,191,000 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Кораблекрушение на скалистом берегу. 1872. Холст, масло. 47 x 72 см. Bonhams, 28 Nov 2018, £212,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Кораблекрушение. 1865 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Кораблекрушение у скал. 1870-е (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Кораблекрушение на побережье. Доска, масло. 25.5 x 32 см. Koller, 23 Mar 2007, sFr.30,000 (атр) (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Колумб отплывает из Палоса 3 августа 1492г. 1892. Х.,м. 104.5 х 175.5 cм. Sotheby's. 22 Апрель 2009. $1,594,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Закат над Константинополем. 1861. Холст, масло. 61 х 91 см. Sotheby’s, 4 June 2019, £325,000 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Закат над островом Искья. 1857. Холст, масло. 69.5 х 100.5 см. Sotheby’s, 6 June 2011, £623,650 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Вдоль побережья. Холст, масло. 132 х 168 см. Sotheby's, 17 May 2010, £690,85 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Бурное море на закате. 1896. Холст, масло. 68 x 99 см. Koller, 31 Mar 2017, sFr.825,500 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Солнечное затмение в Феодосии. 1876. Холст, масло. 81 х 118.5 см. Sotheby’s, 26 Nov 2019, £150,000-200,000 (Aivazovsky Ivan)

Айвазовский И.К. Вид Ревеля, Эстония. 1845. Холст, масло. 60.96 х 81.28 см. Sotheby’s, 21 Apr 2005, $531,200. Koller, 22 Sep 2017, Est.sFr.500,000-700,000 (см.) (1)

Айвазовский И.К. Буря на Чёрном море. 1873

Американский корабль у Гибралтара, 1873. Холст, масло. 108.2 x 133.8 см. Christie’s, 13 June 2007, £2,708,000; 1 June 2015, Est.£2,000,000-2,500,000

Айвазовский И.К. Два корабля в море. 1863. Холст, масло. 36.5 х 40.7 см. Sotheby's, 27 Nov 2012, £111,650 (атр)

Айвазовский И.К. Гнев морей. 1886. Холст, масло. 70 х 110см. Sotheby’s, 26 November 2007, ₤513,300