ПЕЙЗАЖ


Пейзаж (Франц. paysage, от pays — страна, местность) – жанр живописи или некоторое произведение, в котором главным объектом живописания является природа.

Определение пейзажа

Все окружающие нас неживые объекты, созданные не человеком, а также проявления этих объектов, характеризуемые как явления природы, веками наполняли нас любопытством и благоговением, были объектами восторга и почитания.

Мы стали думать о них как о вкладе в идею, которую мы назвали природой.

Пейзажная живопись отмечает этапы развития концепции природы.

Почему человек наслаждается пейзажами? Именно по этим причинам: в деревенском уединении он может питать свою природу; среди беззаботной игры ручьев и скал он может получать удовольствие; порадоваться неожиданной встрече в деревне с рыбаками, лесорубами и отшельниками, видеть взлет журавлей и слышать плач обезьян.

Гул пыльного мира и закрытость человеческих жилищ — вот что обычно ненавидит человеческая природа; в то время как, наоборот, дымка, туман и призрачные духи гор — это то, к чему стремится человеческая природа, но редко находит.

Традиционно пейзаж связывается с такими определениями, как пастораль, идеал, натурализм и живописность.

Кроме того, пейзаж представляется как фон, символический элемент, историческая обстановка и мотив, так что визуальное разнообразие картин, которые составляют этот визуальный очерк, соответствующим образом идентифицируется как пейзажные картины.

Направления пейзажа

Несмотря на различия во взглядах, интерпретациях и восприятии пейзажа в западной живописи, существуют два последовательных и фундаментальных способа художественного представления западных художников: классический и романтический.

По сути, классический пейзаж переупорядочивает и усиливает природу в выражении эмоций, сопровождаемых техническим перфекционизмом, о чем свидетельствует гладкая поверхность, измеряемые, если не видимые, отдельные мазки кистью, и тщательное разграничение между цветами, формами и фигурами, часто определяемыми как рисование с помощью жесткой линии.

Романтический пейзаж характеризуется тем, что он видит недисциплинированные и спонтанные измерения природы как коннотацию священных тайн божественного, о чем свидетельствуют текстурные вариации наслоения и рисования кистью и неразборчивые границы между цветами, формами, обозначенные как картина с мягкой линией.

Историк искусства Джошуа С. Тейлор утверждал, что то, что здесь определено как классика, преобладало в периоды экономических, политических и социальных волнений, тогда как романтический стиль был предпочтительным во времена экономической, политической и социальной стабильности.

Параллельно на эволюцию отношения к пейзажу влияют экономические и социальные факторы перехода от аграрного к торговому и индустриализированному обществу.

Эволюция пейзажной живописи

Расширяя классические сравнительные дискуссии искусствоведа Бенджамина Роуленда об искусстве на Востоке и Западе (1954), следует признать, что пейзаж — это не просто западная идея или художественная тема.

Действительно, для китайских, корейских и японских художников пейзаж был основным художественным мотивом на столетия раньше, чем на Западе, и их религиозные и культурные взгляды интерпретировали природу и тем самым пейзаж как независимый топос, по крайней мере, с начала десятого века.

Возможно, лучше всего представлено китайское имя, шань-шуй, или «горы и вода», это восточное уважение к пейзажу основывалось не только на оценке или уважении к природе, ее удивительным чудесам и ее универсальным процессам; но и признание места человечества в мире природы.

Считалось, что отступление или временный уход из общества или «модерна» в ситуацию, допускающую созерцание природы сельской местности, гор или пустыни способствовал раскрытию вездесущего духа вселенной. Таким образом, идея пейзажа была как отступление для обновления ума человека и обновления духа.

Тем не менее, такой пейзаж, который имел свою жизненную силу, не должен был быть изображен в качестве иллюстрации, то есть линия для линии, форма для формы; скорее, настоящая сущность пейзажа должна была быть отражена в стиле пророческого «романтика».

Различие просто понимается, если греческий означает Запад, а китайский Восток. Там, где греки искали персонификацию (или антропоморфизацию) рощи или дерева, китайцы видели проявление божественного в трудах вселенского духа.

Ряд универсальных подходов к идее пейзажа в живописи можно найти в восточной и западной культурах. Они определяются по мотивам сада / рая, пространства / места, удивительности / возвышенности и формы / бесформенности. Эти отношения связаны с развитием религиозных ценностей, философии, экономики и политики, а также с технологическими и стилистическими изменениями в искусстве.

Распространено мнение, что природные объекты, такие как деревья, горы и цветы, должны быть точно изображены в западной живописи. Репрезентационные формы, то есть те, которые узнаваемы по сходству с тем, что видно в повседневной жизни, являются наиболее удобными для человеческого глаза и наименее угрожающими для человеческой психики.

Тем не менее, абстрагирование форм для того, чтобы художественно отогнать суть вещи или идеи, стало художественным соглашением в западном ландшафте, наиболее заметно под влиянием японизма в 1860-х гг. Таким образом, бесформенный стиль стал визуальным способом вызывать эмоции и отклик у зрителей.

Хотя новая практика среди западных пейзажистов, эта «бесформенность», или абстракция, была характерна для восточных художников почти с момента зарождения интереса к природе как универсального отражения духовных ценностей.

Художественный интерес к бесформенности, или «бесформенным формам» достиг новых высот в конце девятнадцатого века, с картинами импрессионистов.

Формальные обсуждения идеи пейзажа датируются, как упоминалось ранее, философскими и поэтическими текстами классической эпохи Греции и Рима.

Однако в ранне-христианскую эпоху, помимо отрывков из Священных Писаний отцов, относящихся к пейзажу как к саду или пустыне, мало времени уделялось пейзажу как форме искусства.

Джованни Паоло Ломаццо (1538-1600) признан первым автором, который формально обсудил эстетику пейзажа через различие «привилегированных мест» и «мест восхищения» в своей книге «Trattato dell’arte della pittura», Libro VI(1584). Комментарии семнадцатого века Роже де Плиса, Андре Фелибин и Самуэла ван Хоггштратена, в частности, продолжили определять, классифицировать и поднимать идею пейзажа в искусстве.

Восемнадцатый век породил значительные философские размышления об идее пейзажа, особенно в связи с сублимацией, Эдмундом Бёрком, Уильямом Гилпином, Уведейлом Прайсом и Иммануилом Кантом.

Любопытно, что художники XIX века написали больше влиятельных текстов о пейзаже, чем философы или теологи, в том числе Каспар Давид Фридрих, Джон Констебли Томас Коул, хотя работы Джона Раскинаи Ральфа Уолдо Эмерсона, которые будут формировать более позднюю эстетику пейзажа.

С наступлением двадцатого века стали появляться критические оценки идеи пейзажа, особенно в живописи; однако большинство из них ограничивались исследованиями «современного» отношения к пейзажу.

Не существует ни одного классического исследования темы идеи пейзажа ни в искусстве, ни, более конкретно, в живописи на протяжении всей истории восточной или западной культуры.

Однако в классических исследованиях, таких как «Рождение пейзажной живописи в Китае» Майкла Салливана (1962 г.) и «Природа и культура Барбары Новак» (1980 г.), рассматривается развитие пейзажной живописи в связи с определенным географическим положением или хронологическим периодом.

«Пейзаж в искусстве» Кеннета Кларка(1946) — это внимательный анализ культурных концепций пейзажа в западной культуре с подтекстом, согласно которому художественный переход к пейзажу как признанной категории «высокого искусства» соответствует секуляризации западной культуры и ценностей.

Пейзажный жанр в русской живописи

В качестве независимого жанра в России пейзажная живопись выделяется только в начале XVIII в..

Первым пейзажным полотнам присущи реалистичность и стремление как можно более точно передать увиденное.

Впоследствии, в пейзажной живописи начинают доминировать типичные черты, характерные для разных направлений живописи, под влиянием которых пейзажный жанр эволюционирует от точной передачи увиденного до полотен, написанных широкими мазками, в которых едва угадывается изображаемый пейзаж или вовсе отсутствует сходство, и о том, что на данной картине изображен пейзаж, зритель узнает из названия.

Русская пейзажная живопись достигает своего расцвета в период творческого подъема «передвижников», характерной особенностью пейзажей становится реалистичное воспроизведение природы и природных явлений, усиленное собственной интерпретацией пейзажа, синтезом собственных настроений, мировосприятия и чувств.

ГОЛАНДСКИЕ ПЕЙЗАЖИСТЫ XVII ВЕКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ВИДЕО


TINKOFF КАСКО не выходя из дома за 1 день!!!
  • Кэшбэк 20% за полис Тинькофф  на карту Тинькофф после покупки 
    Скидка до 30% при отсутствии аварий за последний год
    Полис КАСКО от 2000₽ в месяц, на срок от 1 месяца
  • При ДТП - бесплатный эвакуатор и аварийный комиссар
  • Ремонт стекол, фар и зеркал без справок


ПЕЙЗАЖИ



Search


КУПИТЬ XIAOMI REDMI NOTE 7 4GB 64GB 2 Camera 4000mAh от 11 000 ₽


СНЯТИЕ КРЕДИТНОГО БАЛАНСА
НА 120 ДНЕЙ 0% РАЗ В ГОД

БОНУС ПО ССЫЛКЕ 500 ₽ РАССРОЧКА 10 МЕС У ПАРТНЕРОВ