НАТЮРМОРТ


Натюрморт (Франц. nature morte — мертвая природа) — изобразительное представление неодушевленных предметов. Термин произошел от голландского, еще в XVII веке, означая неподвижный природный объект или объекты.

Определение натюрморта

Натюрморт — картина или рисунок расположения объектов, как правило, изображает фрукты, цветы и предметы, контрастирующие с ними по текстуре, такие как фарфор, дерево, ткани и стеклянная посуда.

Натюрморт может быть частью изображенной композиции, усиливая его смысловую роль демонстрацией черт, присущих исторической эпохе полотна, окружающих основной сюжет картины и изображенных на нем людей, или самостоятельным произведением.

Либо наоборот, натюрморт, состоящий из неживых предметов, может быть центральным сюжетом, дополненным живыми существами – людьми, животными.

В натюрморте повышается важность небольших объектов, выделенных из повседневной сферы. Художники особенно тщательно старались прорисовывать фактуру поверхности, подобрать предметы для натюрморта с учетом цветовых сочетаний, придавали важное значение размеру предметов и их композиционному размещению.

Эволюция натюрморта

Первое известное использование натюрморта относят к 1695 г.

До эпохи Ренессанса элементы натюрморта, часто пропитанные символическим или ритуальным значением, появлялись в качестве подчиненного предмета в религиозных или аллегорических картинах.

Эллинистические фрески и мозаики из Пергама, Александрии, Рима и Помпеи включали изображения растений и пищи, в которых часто подчеркивался иллюзионизм.

В ранне христианских и византийских религиозных картинах элементы натюрморта обрабатывались схематично и символически до конца средневековья, Франко-фламандские картины эпохи поздней готики показали более пристальное наблюдение за природными деталями, как явствует из большей части рукописей, относящихся к указанному периоду.

В период раннего итальянского Ренессанса такие детали обрабатывались гораздо более формально, и в них доминировала религиозная тема произведения, как в картинах Джотто. К XV века предметы натюрморта использовались, чтобы усилить иллюзию научной перспективы, предмет страстного изучения в новом гуманизме. В это время натюрморт выделился в Италии в отдельный жанр.

Именно в религиозных трудах североевропейских мастеров наиболее полно раскрылось возрождение изучения природы. Фургон Эйкс, ван дер Вейден, ван дер Гоеси Роберт Кампен, внимательно наблюдали и фиксировали объекты повседневного пользования и предметы природы. Художники включали их в религиозные произведения, придавая им все большее значение, пока элементы натюрморта не появлялись на переднем плане и не уменьшали религиозную или ландшафтную тематику, как в работах Аертсенаи Беккелера.

Появились специалисты по обработке определенных текстур таких как стекло, мех, растения и новые техники живописи. Там, где итальянские художники общались с мастерами с севера, это сразу находило отражение в натюрмортах.

Направление этого влияния было полностью изменено ко времени Караваджо. Узконаправленные полотна были первыми крупными отдельными натюрмортами. Они включали работы на тему vanitas vanitatum с изображением черепа, песочных часов, свечей, книг и цветов в их иконографии, а также банкетные сцены, которые стали популярны среди коллекционеров начала XVII века.

Натюрморт в XVII — XIX веках

Натюрморт начали выделять как самостоятельный жанр преимущественно в Нидерландах в произведениях Яна Брейгеля, Рубенса, Снайдерса и Рембрандта.

Во Франции натюрморт появился в XVII веке, достигнув своего расцвета в XVIII столетии с работами Chardin.

Французские мастера XIX века, в том числе Курбеи Сезаннподняли натюрморт на новый уровень, придав ему статус, равный статусу других жанров.

Натюрморт в XX веке

В XX веке натюрморт становится наиболее характерной темой для американских и европейских художников. Художники — кубисты, Пикассо, Бракеи Гри преимущественно писали натюрморты.

Художники во многих школах абстрактной живописи, начиная с Сезанна и до наших дней, отказались от объективного представления натюрморта и разработали множество разновидностей трактовки предмета, концентрируясь на цвете, форме и композиции.

Иногда художники рисовали другие предметы, применяя к ним свои стилистические приемы. Мастера движения поп-арта и его последователи часто критиковали современные социальные ценности, используя в основном натюрморты. В качестве объектов для натюрмортов они использовали предметы популярной культуры, соответствующие сюжету, — такие как суповые банки и комиксы.

Восточноазиатский натюрморт.

В Восточной Азии предметы натюрморта изображали еще в XI веке.

Китайские работы отличались блестящей техникой и быстрым исполнением.

В китайских и японских композициях объекты часто были наделены символическим смыслом.

Важность иллюзионистского представления объекта была сведена к минимуму в восточноазиатском искусстве, и в целом, трактовка натюрморта не соответствует таковой в западном искусстве.

Натюрморт в русской живописи

В русском искусстве натюрморт выделился в XVIII в. одновременно с утверждением светской живописи.

Жанр натюрморта в России к XX в. эволюционировал от предельно реалистичных столов и чаш, изобилующих фруктами, добытой дичью, морскими обитателями до минималистических и схематично изображенных композиций, где основной акцент приходится на яркую и не всегда реалистичную цветовую гамму (Петров-Водкин).

РУССКИЙ МУЗЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ВИДЕО


TINKOFF КАСКО не выходя из дома за 1 день!!!
  • Кэшбэк 20% за полис Тинькофф  на карту Тинькофф после покупки 
    Скидка до 30% при отсутствии аварий за последний год
    Полис КАСКО от 2000₽ в месяц, на срок от 1 месяца
  • При ДТП - бесплатный эвакуатор и аварийный комиссар
  • Ремонт стекол, фар и зеркал без справок


НАТЮРМОРТЫ



Search


КУПИТЬ XIAOMI REDMI NOTE 7 4GB 64GB 2 Camera 4000mAh от 11 000 ₽


СНЯТИЕ КРЕДИТНОГО БАЛАНСА
НА 120 ДНЕЙ 0% РАЗ В ГОД

БОНУС ПО ССЫЛКЕ 500 ₽ РАССРОЧКА 10 МЕС У ПАРТНЕРОВ